?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Калейдоскоп памяти - 10

Искусство и дураки

Давно в обиходе у нас дураки
По фунту на грошик на медный,
И умным кричат - Дураки, Дураки!
А вот дураки незаметны…
Булат Окуджава

Беседа о возможном, вернее вынужденном, симбиозе.

Пожалуй, уместно вспомнить, что для того чтобы сказать: «это хорошо» или «это прекрасно», очевидно нужно знать, что плохо и что ужасно то есть некрасиво, глупо и бездарно. Нужна противоположность, точка отсчета или границы. В вузе мои гениальные преподаватели говаривали на мой вопрос, что такое искусство что четкого определения нет , что грань условная и почти незаметна, ЧУТЬ - ЧУТЬ и прекрасно или наоборот.

palitra4


Да и зависит от критериев оценки и того, кто судит. Помните: "А судьи кто?» Огромная масса людей, получила в наше время доступ к разным источникам информации, я уж не говорю об интернете, телевидении. Все эти моря и потоки подобно извержению вулкана или огромной океанской волны затопили сознание, размыли жалкие перегородки норм дозволенного, и 95 процентов а может более стало диктовать свои вкусы и нравы, свою мораль ценности и желания.

Ура!!! Сбылась идея марксистов: искусство стало принадлежать народу, у которого появились средства его потреблять, а как известно, кто платит - тот и заказывает музыку, живопись, кино, да… особенно - кино, самое главное из искусств вместе с телевидением. Что же тут удивляться? Индустриальное общество. Конвейер, роботы, инновации и спекуляции в хорошем капиталистическом смысле, то есть без прибыли никуда. Лодка перевернулась. Та трагедия, о которой так долго мечтали большевики, совершается на наших глазах или вот-вот совершится.

Не нужно авторское кино, классическая музыка, живопись, архитектура. Могучие представители народа говорят: "Нас не очень сильно интересует кто дизайнер нашей машины «Порш» или «Лаборджини». Нам на все на это… Команды дизайнеров, компьютерные программы. Кто сделал мебель нашего дома, кто автор небоскреба, в котором мы живем? Это не имеет значения".

Музыка, если вообще это музыка, пала низко – РЭП и все остальное… Какая же это музыка?

Однако, пожалуй ниже всех опустили планку в живописи. Живопись – самая сложная для понимания из всех видов искусств, музыки, литературы… Любой "искусствовед" будет с умным видом смотреть на полный идиотизм без вкуса, школы, мастерства, стиля, просто понимания с чем это все едят" и убеждать остальных, что это гениально. А уж если реклама какого-нибудь специалиста по инсталляции и подобного "художника" проплачена, если он раскручен... Народ думает: может правда это гениально? Надо купить и повесить на стену.

Тут потрудились китайские мастера и печатные станки, которые воспроизводят оригиналы с такой точностью, что с небольшого расстояния отличить принт (репродукцию на бумаге или холсте) от оригинала невозможно, а всякие разговорчики что мол утрачена живая энергия, которая исходит от небольшого этюда, сделанного мастером на натуре просто смешна, как и робкое утверждение, что подлинник, выбранный от души может быть семейной реликвией и служить долго.

Смешно видеть на стене дома стоимостью в миллион и более "картину" из магазина IKEA, такую же точно как в нескольких тысячах, а может и миллионе других домов. Вкус и чувство красивого не прививается ни школой, ни родителями, ни обществом, ни средствами масоовой информации. Последние-то больше всех преуспевают в обучению дурновкусию. Мы не поняли и не заметили, как подменили кукурузу на модифицированный генно-инженерный продукт «ГМО», нормальную одежду на полиэстер, живопись на инсталляцию, музыку на бред пьяного.

Новое поколение с диким восторгом смотрит как оперируют айфоном и компьютером пяти-семилетние дети. А в 13 лет этих детей уже и не оторвешь от кнопок и экранов. Мир перерождается, скажем мягко, на наших глазах. Не низы тянутся к творцам и мастерам, чтобы почувствовать и понять Бетхвена и Чайковского, Модильяни и Рублева, Росси и Корбюзье, Кафку и Бунина, Родена и Цадкина а верха, т.е. таланты и гении идут на поклон к тем, кто способен оплатить их работу, так как иначе не снимешь фильм, не издашь книжку, не соберешь аудиторию. Гегемония одним словом, причем не при тоталитарном социализме, а как раз при гнилом или загнивающем ("но какой запах!") капитализме при цветущей демократии.

Тут позвонил как то приятелю. Живет в Америке 40 лет. Спросил за кого он голосовал. Он ответил, что за Обаму. Спрашиваю: «Почему? Объясни». А он мне говорит, что я, живя третий десяток лет в Канаде, ничего не понимаю в американских делах , мол, иначе могут лишить пособий и прочего если не демократы. И вообще, 50% американцев питаются по талонам, а вы об искусстве. Правда, талоны на питание они получают плюс к пособию, почти бесплатному жилью, медицине, транспорту и т.д., (и так было и при демократах, и при республиканцах), но сейчас речь о другом. А ведь, вроде бы, он и в Гарварде поучился, и на престижной работе в Америке был, а все рисует картинки в стиле Кукрыниксов и изобличает Дядюшку Сэма в виде змея обвившего Доллар. Стоило ехать. Кто же определяет спрос на такое искусство?

Напрашивается вывод симбиоз - единственно возможная форма существования умников. Без дураков ни туда, ни сюда, и пропорция несоизмеримая, и не зависит от общественного строя и времени. Только не смешивайтесь, определитесь, раз навсегда, с кем вы и будьте счастливы.
"Тем более что жизнь короткая такая".

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
valerytan
Nov. 30th, 2014 04:14 pm (UTC)
"Вы не поняли и не заметили..."
Раз не заметили и не поняли, то значит, мы те самые дураки, о которых вы говорите. Потому что умные и поняли и заметили..
artvalentine
Nov. 30th, 2014 05:07 pm (UTC)
Исправил на "мы". Тут дело не в местоимениях, а в тенденции. Надеюсь, никого не обидел.
valerytan
Nov. 30th, 2014 05:16 pm (UTC)
Я так же всегда стараюсь делить ответственность: говорить "мы".
taniagrin
Nov. 30th, 2014 05:16 pm (UTC)
Четкого определения, что такое искусство нет, но в искусстве есть правила и четкие законы, как в любой другой области. Чтобы сшить на заказ обувь, нужно уметь работать с кожей, делать выкройку и т.д. Тот, кто знает законы и правила постепенно приближается к искусству в любом деле. Всё понятно -лодка перевернулась, дети с атрофированными мозгами и мышцами. Но спасают правила и законы. Я уже давно не могу работать от души. Нет! Я могу, но ... давление поднимается при малейшем движении эмоций. А если нет сердца и души, что остается? Законы и правила. Я их обожаю! И уже есть успехи. Дети - роботы, выучивая теорию музыки превращаются в людей.
Я верю, что из любой точки можно вернуться и встретиться с прекрасным, без которого нет смысла жить. Вы сами описываете войну, детство окруженное потерями и трагедиями. Если бы не война, наши родные были бы живы. Сиротство в душе осталось на всю жизнь. И вот на обочине жизни, из пепла мы начали изучать законы искусства. Где - то вела интуиция, которую кто-то назвал талантом. Но счастье настоящее, когда погружаешься в профессиональную работу. И не важно - это пятилетний ребенок изучает основы рисования и нотную грамоту, или я, или Вы. Много нас или мало - не нам решать. Сценарий жизни в мире пишем не мы. Великие мастера тоже не всегда были окружены друзьями и доброжелателями:) Спасибо! Спасибо огромное!!!

Edited at 2014-11-30 05:19 pm (UTC)
valerytan
Nov. 30th, 2014 05:20 pm (UTC)
Последнее ваше утверждение про сценарий, который не мы пишем, меня заинтриговало. Кто же, если не мы сами, пишем сценарии своей жизни. Правда, я говорю о мирной жизни, не о войне.
taniagrin
Nov. 30th, 2014 05:32 pm (UTC)
По сценарию нашей жизни мы с Вами встретились на страничке талантливого художника, архитектора, который решил выйти с нами на откровенный и серьезный разговор. Мы месяц назад не знали, что это случится, но в нашем сценарии - это написано. И в мирной жизни мало что зависит от нас. Каждый получил в подарок свой характер, внешность, тембр голоса, способности или не способности и каждый день, в котором мы подчинены погоде, обстоятельствам, самочувствию, которое тоже от нас не зависит. С кем - то мы расстаемся, с кем - то встречаемся. Когда уже теряем надежду, вдруг появляется что - то позитивное. Вы разве никогда не думали об этом?
valerytan
Nov. 30th, 2014 05:39 pm (UTC)
Почему не думал? Думал. И всё же считаю, что в лабиринте дорог и ситуаций у нас есть право выбирать, а не только блуждать. Как говорил Наполеон: "главное ввязаться, а там по обстоятельствам". Он, кстати, не мой герой.
taniagrin
Nov. 30th, 2014 05:52 pm (UTC)
Наполеон тоже планировал одно, а получилось у него совсем другое:) Сценарий жизни пишем не мы...
Чем дальше живу, тем больше удивляюсь. Мой муж не хотел детей, но они всё равно родились. Никого из детей он в жизни не обнял, не беседовал по душам. Не создан для детей, и он этого не скрывал и не переживал по этому поводу, как человек, который не умеет играть на скрипке. Не умеет и не переживает.
Но по сценарию его жизни с возрастом всё изменилось. Появилась сноха, внуки, которые вдруг полюбили этого молчуна и совсем неприветливого человека. Он совершенно на это не рассчитывал:) Но это сценарий жизни, который пишем не мы.
valerytan
Nov. 30th, 2014 06:48 pm (UTC)
Отец мой, пожалуй, был таким, как ваш муж. Он рано потерял родителей, рос в детском доме... Был мрачен, замкнут. Знавшие его говорили, что он был умный человек. А я - его сын- отца практически не знал...
А я люблю детей и они меня любят.
lbond47
Dec. 1st, 2014 04:29 am (UTC)
Валентин, а ведь многих художников, музыкантов современники не принимали, не признавали. И не только у нас.
Я так глобально о мире и искусстве не думала. О людях, тоже.
Да, я плебей.
Я первая в роду получила высшее образование. У мамы все землепашцы. Кулаки.
У папы шахтеры.
Не имея музыкального слуха, очень люблю музыку. Классическую.
Не сразу поняла и полюбила. Пока моя душа не раскрылась на каком-то концерте...
Она, музыка -это отзыв моей души.
Совсем нечаянно увлеклась живописью. Нет, а не рисовала, не писала. Просто увидела открытки и ... пошло. Хобби. Непонимание и понимание. И радость, что ЛЮБЛЮ,
ellenwisdom
Dec. 1st, 2014 04:03 pm (UTC)
Мила, привет,
Перевожу художника с русского на русский. Ты здесь совсем непричем. Речь о другом.
О том, что живопись - самая сложная для понимания из всех видов искусств. Она работает на эмоциональном уровне - НРАВИТСЯ или не нравится, откликнулась душа или нет. Это именно то, как воспринимаешь ты, человек с развитой душой (люблю, не люблю). Беда - в понимании маэстро, что преподавание и объяснение искусства сегондя в мире вообще НИКАКОЕ. Этим пользуются спекулирующие популярными идеями художники, вклад которых в искусство равен нулю. Дураками он называет не просто зрителей и любителей, а искусствоведов, которые с умным видом навзывают живописью и искусством дилетантскую фигню и "ценителей" - жителей милионных домов, покупающих и поощряющих безвкусицу.
lbond47
Dec. 2nd, 2014 03:07 am (UTC)
Привет, Лена.
Перечитала пост.
Подумаю.
artvalentine
Dec. 2nd, 2014 07:40 pm (UTC)
Пардон
Милочка дорогая !
Вы пишете "Я первая в роду получила высшее образование. У мамы все землепашцы. Кулаки" Я помоему писал в своих "размышлениях" о том
что два гениальных архитектора двадцатого века Ле Корбюзье и
Франк Лойд. Райт не имели никакого образования. я упоминал
Марка Шагала который еле отмучился год у гениального педагога
в провинциальном Витебске, кстати оттуда еще почему-то и Малевич
с его гегиальным квадратом и Цадкин с памитником жертвам Ротердама.
Сколько я встречал людей с двойным образованием которые лишь подтверждпли свою природную ограниченность и сколько видел природных
гениальных умельцев например в Хохломе и Палехе. Моя приемная баба Дуня вырастившая меня и особенно мою сестру заложила во мне такую
любовь к русскому языку, что я дурак - писатель взялся за литературу
на склоне лет. Ну понесло, Сын ее погиб даже не дойдя о армии. Их построили и повели на приемный пункт в соседскую орловскую деревню и
их расстрелял фашистский самолет. Она даже не получала пенсию и
долго жила у нас без паспорта которых как вы помните у колхозников не было.
Она всегда носила платок хотя у нее были шикарные волосы, потому что была верующей. а какие у нее были расшитые полотенца "рушники" и эти ткани были ею соткана из льняных нитей ею же выращеных и спряденых. Когда она начинала свой плач о сыне обычно в одиночестве душа выворачивалась наружу от этого стона. Разве повернется у меня язык назвать ее дурочкой. Потом она рвалась на родину домой в деревню с чемоданом полным гостинцев, довольно быстро возвращалась обобраная
до нитки и грустила. Попала она к нам в дом потому что была сестрой папиного кучера которого отец спросил нет ли у него кого нибудь в помощь моей маме которой очень хотелось вернуться на работу в проектную контору.
Василий так звали кучера вспомнил о сестре которая по словам его не жила а убивалась за сына погибшего почти у нее на глазах. А ведь надо же такое
сказать "Ничего еще нарожают". Светлая ей память. Кстати один из моих сокурсников уже давно доктор архитектурных наук. Видели бы вы его рисунки
а ведь поступил и преуспел и вообще редкостный тупица, но вот надо же защитился дважды и не моргнув глазом преподает! Надеюсь хоть как то ответил Вам. Спасибо что благодаря вам помянул светлой памяти Евдокию Ивановну Алдошину из деревни Комарово Орловской губернии. Сколько от нее у меня русских выражений пословиц и загадок. Вот одна из них
А вот вам загадка - под яйцами гладко-. Отгадка сковородка ! ( а не табуретка)
Пусть земля ей будет пухом. Кстати ее родители были кулаки!
От нее же - Лень отвори дверь - сгорю не отворю!
lbond47
Dec. 5th, 2014 05:15 am (UTC)
Re: Пардон
"Огромная масса людей"

Валентин, простите, что долго не отвечала, это просто мои личные причины, которые уже "удалила". Не морального плана, физического.
Я рада, что мы с вами вместе, что думаем и чувствуем одинаково.
Меня смутило, смутили как раз ваши слова об огромной массе, которой стало доступно искусство.
Я не поняла, что вы говорили о "судьях".
Я сама много раз еще в 70-х годах встречала в далеких деревнях России, даже не в сЕлах, людей не только без образования, а просто неграмотных, которые были интеллигентами, как я понимаю это слово.
Любовь к ближнему и далекому. Здравый смысл в рассуждениях, мудрость.
И я вспомнила, спасибо вам за рассказ о няне, что моя мама, проезжая с Урала на западную Украину, к папе, за папой, за своей любовью через Москву в 1944 году, была в театре. И на всю жизнь полюбила балет, который видела впервые.
"Баядерку".
И много раз в моем детстве рассказывала мне об этом балете. Помнила всю жизнь о своих впечатлениях, об отзвуке своей души на чужую любовь.
И я вспомнила, как меня позвал, пригласил мой друг на балет "Ромэо и Джульетта" в Киеве. И как я сопротивлялась, как!! можно без Шекспировских слов смотреть какой-то танец. Уговорил. И, спасибо ему за это, за этот опыт увидеть в танце Шекспира. Понять, что вот она, любовь... без слов.
У меня еще много много мыслей. Вихрь, шквал. И вам спасибо за это. За мои эмоции, воспоминания, за счастье говорить и слышать...


Edited at 2014-12-07 06:06 am (UTC)
artvalentine
Dec. 9th, 2014 11:06 am (UTC)
Re: Пардон
Искусство и существует для огромной массы людей. Для кого же еще пишутся картины, книги, симфонии и песни? Я ругал искусствоведов, убеждающих, что красиво явно некрасивое, организаторов выставок и "раскручивателей" бездарей, внушающих, что гениально откровенно халтурное и дрянное. Спасибо, что напомнили про балет. Об этом тоже есть, что написать. А интеллигентная моя няня Евдокия была точнейшим оценщиком моих картин, хотя никто ее в деревне никогда живописи и не учил. Насчет интеллигентности согласен на 100 процентов - врожденное качество.
lami_nariya
Dec. 2nd, 2014 02:59 pm (UTC)
Вы заглянули я в ответ ;)
Периодически, но редко почитываю вас, правда молча...
Прошлась по калейдоскопам вашим, хорошо излагаете, с душой, и отлично передаёте атмосферу тех лет.
Удачи вам.
ellenwisdom
Dec. 2nd, 2014 05:57 pm (UTC)

Заходите почаще, Наталья!:)
lami_nariya
Dec. 2nd, 2014 06:37 pm (UTC)
Спасибо... ;)
( 18 comments — Leave a comment )