?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Калейдоскоп памяти - 4

Кобальт и кадмий.

Благодярю тебя, Господь,
За то, что я живу,
За радость, горе и Любовь,
Что дал мне наяву,
За cвет и музыку души
И звуков океан,
За сердца абсолютный слух,
Что мне Тобою дан.
И я благодарю Тебя,
Создатель мироздания,
За совершенство бытия,
За душу и сознание,
За море красок и цветов
И силу вдохновений,
За белый холст-соратник мой
Для чувств и откровений.




Отец прекрасно рисовал, в те годы это было необходимо для инженера-строителя, даже на вступительных экзаменах в институт требовалось сдать рисунок. Однажды в 1947 году мы пошли с ним за красками в киоск при Союзе художников, где краски продавались только для членов Союза художников. Отец им не был, но кто мог устоять перед статным обаятельным офицером в папахе.

Продавщица, которая с другими разговаривала на непонятном мне матерном языке, в то время как художники перед ней трепетали, растаяла, заулыбалась, все краски ему дала, и чудесным образом изменился ее язык. Эти краски живы, я им работаю и сейчас, по прошествии 65 лет. Они были сделаны на Ленинградском заводе художественных красок, знаменитой «Неве». Когда я открываю тюбик, я вспоминаю отца, его руки и как он трогал краски. Вспоминаю и тот день, когда мы купили краски, и как он произносил их названия «умбра жженая, сажа газовая, сиена, кадмий...» Он говорил про город Сиена в Италии и про кадмий, кобальт и охру, объяснял, почему ультрамарин имеет такое название. Цирюлиум — это небо, без него нельзя написать небо. Без кадмия нельзя написать алые маки и кровь, а без ультрамарина — море. До сих пор у меня трепетное отношение к краскам и цвету. По сей день, когда я пишу маслом, это классическая русская «тройчатка» - льняное масло, которое выдерживалось на подоконнике, потому, что оно там светлело. Треть натурального лака и треть скипидара тоже входили в «тройчатку». Отец посадил меня на стул, зачем-то надев на голову шапочку, похожую на тюбетейку или кипу и сказал сидеть и не двигаться. Мне было скучно позировать, поэтому на этом единственном, написанном маслом, портрете работы моего отца, у меня несколько надутый вид. В тот день он написал свой первый живописный портрет, до этого писал только пейзажи.

- Как тебе, Геничка? - спрашивал он у мамы, заканчивая работу.
- Что-то с правым глазом не то — отвечала она.
- Ну надо же... верно подметила — говорил он и правил глаз на портрете.
Эта картина и сейчас висит над моим рабочим столом. С нее смотрит на меня напряженно черноглазый мальчик, который еще не знает как сложится его «легкая и спокойная» жизнь.

Как жаль, что не успел я поучиться у отца, узнать чем он жил, что было у него в душе. Он умер, когда мне было 13 лет. Огромный, жизнерадостный, счастливый человек… таким он мне запомнился, но кто знает как он воспринимал жизнь, свою службу в армии, партийность и вообще все, что было вокруг.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
valerytan
Nov. 20th, 2014 03:54 pm (UTC)
Это здорово, что вы, Валентин, помните отца. И поминаете его добрым словом. И хотя скромно отнекиваетесь "Кто знает?", но видно, что вполне понимаете, что и как было в жизни ваших родителей. Спасибо за этот ваш пост. Читал его с удовольствием.
Но я не понял, почему вас называли Геничкой? Простите. я понял, что Геничкой ваш отец называл вашу маму.

Edited at 2014-11-20 04:07 pm (UTC)
artvalentine
Nov. 20th, 2014 05:34 pm (UTC)
Поэтому двоюродный брат Рома шутил, что я Гений, а он Люсик
так как его маму, сестру моей звали Люся, а мою Геня или полностью Генриетта:)

Edited at 2014-11-20 05:40 pm (UTC)
valerytan
Nov. 20th, 2014 05:53 pm (UTC)
у меня был случай, когда я встретил в подземном переходе метро старого коллегу и не знал, как к нему обратиться. - Забыл его имя, а он меня, очевидно, вовсе не узнал. Что он Вербицкий, я хорошо помнил, а вот уменьшительное его имя совершенно вылетело из моей головы. Лишь позже, сильно напрягшись, я вспомнил, что его зовут Люсик, а полностью - Илья Львович.
alfred_berzin
Nov. 20th, 2014 04:03 pm (UTC)
"Как жаль, что не успел я поучиться у отца, узнать чем он жил, что было у него в душе."

Моя жизнь прошла без отца, но я его почти каждый день вспоминаю, беседую...
artvalentine
Nov. 20th, 2014 05:42 pm (UTC)
Алфред
Знакомы ли вы с книжкой Наполеона Хилла "Думай и Богатей"
Там у него прелестные страницы о том что такое богатство
и его техники бесед с великими людьми (книга переведена)
alfred_berzin
Nov. 20th, 2014 06:04 pm (UTC)
Валентин
С этой книжкой я не знаком. Попытаюсь её найти и прочитать.
alfred_berzin
Nov. 20th, 2014 06:12 pm (UTC)
Книгу нашел и скачал, скоро буду читать.
lbond47
Nov. 20th, 2014 04:41 pm (UTC)
Я так и знала, что в воспоминаниях должна быть краска. Запах краски.
И папа должен быть...
artvalentine
Nov. 20th, 2014 05:38 pm (UTC)
Мне кажется что человек вообще из детства не выростает особенно художник
там он растет, формируется там острые восприятия нового. И это большое счастье
погружение в тот мир . там черпаются чистые идеи и светлые мысли
Наверное художник-ребенок это здорово нет злобы и зависти
lbond47
Nov. 21st, 2014 10:24 am (UTC)
Вот и я так думаю.
Какое бы ни было детство, а в детстве все страхи воспринимаются как сюиминутные.
Поссорились и здесь помирились и на душе не остаются шрамы.
И от детства остаются только любовь родных.
Память. Воспоминания и ЛЮБОВЬ.
barkilfedro
Nov. 20th, 2014 06:29 pm (UTC)
Несколько лет детства я провёл в обществе художника, дяди Толи. Лет - потому что летами он приезжал в наш посёлок на каникулы к матери.
Учился дядя Толя в Москве. И летом я с ним ходил "на плэнэр". И вот - краски... Да, да... Ленинградские краски в тюбиках "Нева". Мне кажется, что я до сих пор помню их запах...
Художником я не стал.
Не стал и музыкантом.

Но в меня вошёл и на всю жизнь во мне задержался этот удивительный мир красок и звуков...

artvalentine
Nov. 21st, 2014 12:31 am (UTC)
На мой скромный взгляд Художник это не тот кто имеет высшее или
не очень высшее образование это человек воспринимающий окружающий мир
образно в цвете . со всеми его запахми, звуками, способный творить и главное чувствовать
красоту которая окружает нас, буквально разлита вокруг. Далеко не будем ходить
Марк Шагал что за образование у него - близкое к нулю а какой полет фантазии
Не унывайте какие ваши годы ! Уинстон Черчиль начал заниматься живопписью
в 56 лет будучи уже Нобелевским лауреатом. победителем во второй мировой
премьер министром Англии, так что у вас не все потеряно если вы конечно не
загружены сильнее чем он. Мечтаю открыть студию на интернете, да все некогда.

Edited at 2014-11-21 03:41 am (UTC)
taniagrin
Nov. 20th, 2014 08:18 pm (UTC)
Сценарий нашей судьбы пишем не мы. Яркими вспышками остаются воспоминания об отце. Мой папа всегда рассказывал о моем дедушке, с которым я не встретилась. Музыкант, дирижер оркестра, который играл на всех музыкальных инструментах в оркестре, подарил свои гены. Моей внучке три года. Мама её из Ирака, к музыке не имеет никакого отношения. Но у неё родилась девочка с готовыми музыкальными данными, с артистическим характером и врожденным чувством юмора - таким был мой дедушка. Бесподобные воспоминания! Это самая лучшая Ваша картина! Спасибо...
artvalentine
Nov. 21st, 2014 12:35 am (UTC)
Танечка
Вы очень счастливая
Мой сын (42) все еще не женат и когда это будет неясно
а мне так хотелось бы хотя бы перед уходом узреть
кого-то похожего на меня ну хотя бы чуть-чуть
- Протяну я Надежде ладони пустые.....
taniagrin
Nov. 21st, 2014 08:46 am (UTC)
Похожих на Вас очень много: вглядитесь в лица своих учеников. Я всегда себе говорю: "Все дети на планете - это мои дети!" Столько родственных душ, которым мы передаем тайны нашего мастерства!
valerytan
Nov. 20th, 2014 08:20 pm (UTC)
Вернулся к вашей записи. Настоящего художника впервые я увидел в своём селе на берегу Камы. Он был приезжим, стоял с мольбертом на песчаном берегу Камы недалеко от пристани и рисовал. Собиралась гроза. И он всё более покрывал синью небо в своём наброске. Позже я узнал его имя - Сергей Лывин. Он был участником войны, а событие это - его явление на берегу Камы - было в 50-х годах. Теперь его давно уже нет, и никто не знает, где эта его картинка "Кама в районе Красного бора". Только считают видевшие её, что написана она была в стиле импрессионизма.
artvalentine
Nov. 21st, 2014 04:13 pm (UTC)
Стили придумали искусствоеды
Им так удобнее
На самом деле есть только хорошие художники и плохие
К какому стилю приписать Модильани или Шагала ???
valerytan
Nov. 21st, 2014 05:09 pm (UTC)
Шагала и Модильяни не надо куда-то приписывать. Они сами целая эпоха. Я не вижу ничего плохого, что искусствоведы как-то классифицируют направления. В кино и театре, например, постановки тоже различают - мелодрама, трагедия, комедия и т.д.
artvalentine
Nov. 21st, 2014 10:06 pm (UTC)
Art
На такую классификацию пеизаж, натюрморт....согласен куда деть Босха ?
valerytan
Nov. 21st, 2014 10:17 pm (UTC)
Re: Art
Босха я плохо знаю. Даже совсем не знаю. А вот Питера Брейгеля, автора Слепцов, - поставил бы в прорицатели

Edited at 2014-11-21 10:39 pm (UTC)
ellenwisdom
Nov. 22nd, 2014 02:37 pm (UTC)
Re: Art
А я и Брейгеля плохо знаю. Пойду поищу в интернете:)
aleksandrsp
Nov. 28th, 2014 08:31 pm (UTC)
Вот, наконец-то!
Полностью согласен - художник может быть хорошим, плохим и не художником.
Остальные изыски искуствоведов хороши, но я их не воспринимаю, сорри

А вот по поводу отца - он Вам очень много сказал, когда Сталин умер
Хотя, да - если бы общались подольше, сказал бы значительно больше, я думаю и почти уверен
Не все так тогда думали - только умные люди и с большим жизненым опытом
artvalentine
Nov. 29th, 2014 02:31 am (UTC)
А как насчет "инсталяций" Абрамович купил коллекцию картин махинатора Кабакова за 30 миллионов евро, откройте супругов Кабаковых - генияльно
А вы все умничаете батенька проще надо быть как Ленин Там длинный список
я слегка пройдусь по ним в следующей главке я их почти всех видел живьем
Ну точно не Рубенсы и Микельанджело с Леонардо а ведь всплыли....
aleksandrsp
Nov. 29th, 2014 04:57 am (UTC)
А... ну да, а всплывает, как мы знаем что?!
Именно оно
artvalentine
Dec. 9th, 2014 07:07 am (UTC)
Но ведь задумаешься "доволен ли собой взыскательный ...."
Два выхода либо не художник по большому так сказать Гамбурскому счету
Либо сломался а деньги вещь сильная, тем более миллионы за инсталяции
Смутило что женат на племянице, которая его "слегка" моложе и к тому же теперь соавтор. Как то у евреев эти браки не приветствовались,
хорошо что оба теперь старенькие и деток не будет.
"Ковыряй ковыряй мой милый
Сунь туда пальчик весь
Только с такой же силой
В душу ко мне не лезь"
Булат Окуджава моя любовь и покаяние
Довелось пообщаться с ним после концерта в Торонто
Поржали, пообщались было не за долго до его ухода, был уже слабенький но курил как паровоз
aleksandrsp
Dec. 11th, 2014 03:49 am (UTC)
Был в Мексике. Отдыхал. Простите, не смог сразу ответить

Это Вы по поводу Ильи Кабакова?
Хм, как странно сходится - случайно взял с собой в отпуск его книгу:
- Илья Кабаков, Михаил Эпштейн. Каталог.
Не читали?
Я редко книги не дочитав бросаю, но тут как-то не пошло. С самого начала не пошло. Может надо себя заставить... А Вы читали? Если хотите, могу прислать файл

По поводу родственных браков - к сожалению, вынужден не согласиться - насколько я знаю, очень было распространено

С Булат Шалвовичем мне, к сожалению, удалось пообщаться куда как меньше - он в окошко моего купе постучал и попросил, чтоб я подозвал Манану Менабде. Всю жизнь вспоминаю и сомневаюсь, не приснилось ли это мне :)


val000
Apr. 13th, 2015 12:21 am (UTC)
Замечательно! Это и картина Ваша?

Можно перепечатывать Ваши произведения в наших сообществах "Над суетой" и "Вектор духовности"?
artvalentine
Jan. 31st, 2016 05:24 pm (UTC)
http://artvalentine.livejournal.com/10757.html
Можно ли перепечатывать мои опусы ?
Сочту за честь

Вспомнился игривый Одесский анекодот
Телефонный звонок - Скажите Сару можно ?
- Всей Одессе можно почему Вам нельзя ?
( 28 comments — Leave a comment )